ИСТОРИЯ

Орск послевоенный

В послевоенные годы начал формироваться современный облик Орска.
В феврале-октябре 1946 г. в мастерской №2 Гипрогора (Орского отделения государственного института проектирования городов) под руководством И.Н. Ратько был разработан новый генеральный план развития города, который реализовывался в конце 1940-х – 1960-х годах. При строительстве Нового города использовались приёмы выделения главных и второстепенных улиц, акцентирования узлов активности площадями и общественными зданиями, освоение классического наследия при сооружении зданий на главных улицах.
Генплан 1946 г. предусматривал комплексное благоустройство, озеленение внутриквартальных пространств. Новый Орск из кучки барачных посёлков постепенно превращался в единый город: на пустырях вырастали целые кварталы: к западу от барачного посёлка машиностроителей выросли кварталы двух- и четырехэтажных зданий на нынешних улицах Станиславского, Ростовской, Краматорской, Макаренко и других. Начала застраиваться главная артерия города - проспект Ленина.
Ещё в конце 1940-х гг. на будущем проспекте стояло только одно здание – средняя школа № 8. В первой половине 1950-х гг. велось жилищное строительство на нечётной стороне пр. Ленина на участке от улицы Московской до улицы Нефтяников. Во второй половине 1950-х гг. застраивается чётная сторона проспекта от нынешней Комсомольской площади до улицы Нефтяников. Строительство велось по типовым проектам, разработанным архитектурной мастерской имени Весниных. Дома сооружались в стиле советской неоклассики. Перестраивались и уже существующие посёлки: практически полностью были перестроены посёлки Строителей, ТЭЦ. На месте бараков выросли двух- и трехэтажные здания.
За сравнительно короткий срок все крупные предприятия вместо клубов, располагавшихся в зданиях барачного типа, возвели Дома культуры: ДК культуры и техники завода им. Чкалов (нынешний ДК нефтехимиков, 1952 г.), ДК строителей (1954 г.), ДК металлургов (1957 г.), ДК энергетиков (1959 г.), ДК машиностроителей (1959 г.).
В 1962 г. открыт первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Мир».
Обновлялась сеть медицинских учреждений: построены больничный комплекс завода им. Чкалова (1961 г.), горбольница ЮУМЗ – (1962 г.) и пр.
Именно в этот период в Орске стало возможным получать высшее образование: в 1949 г. открыт учительский институт, преобразованный в 1952 г. в педагогический; в 1953 г. – учебно-консультационный пункт Московского политехнического института, преобразованный в 1957 г. в филиал Всесоюзного заочного политехнического института.
В конце 1950-х гг. на центральной площади Нового города началось строительство здания Орского театра драмы. В 1958 г. из Старого города на главную магистраль Нового города, на первый этаж здания по проспекту Ленина, 46, переехал городской краеведческий музей.
Масштабы строительства потребовали создания в 1959 г. Орского отделения государственного института проектирования городов (Гипрогор), в 1960 г. – орского отделения государственного проектного института «Фундаментпроект». В 1960 г. сформирован строительный трест Орскжилстрой.
Одновременно с жилищным строительством активно шло промышленное развитие города - реконструкция и расширение существующих предприятий, строительство новых заводов и фабрик: в послевоенные годы был полностью реконструирован, оснащен современной литейной и прокатной техникой Орский завод цветных металлов; в 1956 г. построен завод синтезспирта, выдал первую продукцию завод сборных железобетонных изделий; в 1959 г. введён в строй дробильно-агломерационный цех № 2 (ДАЦ-2) на ЮУНК, вступил в строй завод ячеистого бетона (ЖЗБИ-1), сооружена первая очередь новой швейной фабрики; в 1961 г. построен завод крупнопанельного домостроения (ЖЗБИ-2); в 1965 г. введён в строй Орский элеватор; в 1968 г. первую продукцию выдала фабрика бельевого трикотажа.
Город по-прежнему сохранил рассредоточенную структуру. Компактность не была достигнута из-за затопляемости территории, нарастания мощностей заводов и загрязнения окружающей среды.
Большая растянутость территории города требовала развития транспортного сообщения. Настоящим событием в жизни горожан стал пуск первой очереди трамвая 5 декабря 1948 г. Сначала шесть вагонов курсировали по маршруту «Соцгород– станция Никель». Его протяженность составляла всего 7,6 км. В 1950 г. пущен трамвай по маршруту от нынешней Комсомольской площади до Тарного завода. В 1957 г. трамвайная линия была продлена по проспекту Ленина от улицы Нефтяников далее на север. К началу 1965 г. построена трамвайная ветка от Комсомольской площади через площадь Шевченко, улицу Краматорскую и до путепровода через железную дорогу. В 1954 г. началось регулярное движение трамвая через реку Урал в районе Старого города по деревянному мосту. А в 1961 г., 5 ноября, когда был сдан в эксплуатацию железобетонный мост через реку Урал и многокилометровая дамба с трамвайной линией, связавшей европейскую и азиатскую части Орска. Формирование трамвайной сети закончилось в 2008 г. после присоединения к основной сети линии посёлка ОЗТП.
Другим видом общественного транспорта в Орске в этот период был автобус.
Развивался межгородской транспорт: в 1958 г. в Орске был открыт аэропорт гражданского воздушного флота.